2020-3-18 10:35 |
Барнаульскому клубу автомототуристов «Горизонт» исполнилось 40 лет.
Известному барнаульскому клубу автомототуристов «Горизонт», который в свое время вице-президент федерации спортивного туризма России Валерий Говор назвал «Брендом Алтая», исполнилось 40 лет. Все эти годы у руля и за рулем - легенда советского и российского мототуризма, мастер спорта СССР, заслуженный путешественник России Виктор Пантыкин. Романтика мотопутешествийРоман Алексеев: Виктор Михайлович, за 40 лет намотано немало километров – сколько раз хватит обогнуть земной шар? Виктор Пантыкин: Полмиллиона километров – это точно! Может, даже и больше. Это примерно как 12 раз проехать вокруг света. Ну, а если посчитать километраж экспедиций всего нашего клуба – будут миллионы километров, это точно! – Говорят, что у вас вместо крови – бензин... Это вас с самого рождения так удачно «заправили»? Как всё начиналось? – В 1970 году дед-фронтовик купил мотоцикл «Восход». Сам он особо ездить не мог, поэтому с его лёгкой руки я быстро научился этому делу, и мы вместе колесили– то к родне, то на рыбалку. Когда нас останавливали гаишники, дед прикрывался «учебной ездой». Тогда это было обычным делом – водитель со стажем от трёх лет мог обучать начинающего. – Какие мотоциклы у вас были? – Как уже сказал, начинал я с «Восхода», потом из Ташкента пригнал «ИЖ Юпитер», далее – из Юрмалы привёз «Яву». В целом, я искатал за свою жизнь четыре «Явы». Были, конечно, и другие мотоциклы – «Минск», «Юпитер». Сейчас по до мной два железных коня. Один – лёгкий ЗиД 200 – это последний крик нашей мотопромышленности. Второй – тяжёлый мотоцикл – BMW 650.
– А ваши старые мотоциклы, самые первые, «живы»? Может быть, у вас даже есть музей собственной мототехники? – Всё, что можно было отдать в музей, я уже отдал краевому музею спортивной славы (находится в спорткомплексе «Обь») – там и мой костюм, и шлем, и ветровой щиток от мотоцикла. Было бы место – отдал бы и один из своих первых мотоциклов, но у музея площадь не позволяет. Поэтому он в полной исправности стоит у меня в гараже. Время от времени я его завожу и даже катаюсь, чтобы не заржавел.
– Вам есть с чем сравнить – на современных мотоциклах ездить проще, чем на мототехнике советских времён?
– Да, значительно. На современных застрял в грязи, на кнопочку нажал – он вновь завёлся. – То есть пропадает былая романтика, когда все дружно застряли, так сказать, «по самое не балуй» и вернулись домой без приключений? – Если говорить про спорт высших достижений – там мы всегда идём по лезвию ножа. Ну, а начинается всё с самых простых пробегов – например, на 800 км за 5 дней, по асфальту, но с разведением костра, вечерами под гитару и так далее. Поэтому романтика никуда не делась. Исправление трудных подростков– Сейчас великое множество разных авто и мотоклубов. Ваш «Горизонт» чем отличается? – Большего долгожителя, чем «Горизонт» среди мотоклубов в России и даже в Советском Союзе нет и не было. Возможно, и мы бы лет через 15 от начала своего существования загнулись, но в 1995 году благодаря директору станции юных туристов Аркадию Александрову было организовано юношеское отделение «Горизонта», и с тех пор дан мощнейший толчок. Проведение клубом первого после развала Советского Союза чемпионата России «Алтайская кругосветка-95» открыло новую эру мототуризма в России. У нас постоянно идёт подпитка: новые люди, новый азарт, новые маршруты... Кстати, 17 апреля у юниоров «Горизонта» тоже будет юбилей – им «стукнет» 25 лет!
– Правда, что к вам в клуб часто приводят подростков из неблагополучных семей? – Да, очень часто к нам попадают непростые ребятишки. В своё время я вёл статистику – 30% были дети из неполных семей и 5% – круглые сироты. Часто бывает, что подростков к нам в мотоклуб на «воспитание» приводят их матери-одиночки. Во-первых, это мужской коллектив. Во-вторых, здесь они получают настоящую закалку. Даже отъявленные хулиганы, которые учатся в школе почти на одни двойки, в клубе начинают раскрываться и проявлять себя. Ведь когда мы уезжаем от города за сотни, а то и тысячи километров, живём в палатках, преодолеваем вместе трудности, это очень сильно дисциплинирует. Однажды был случай – матушка отправила своего сына с нами в поисковую экспедицию по местам боевой славы 15-ой Кавалерийской Дивизии. Мы ездили 34 дня, посещали музеи, собирали паспорта могил и так да далее. Спустя какое-то время после возвращения спрашиваю у неё – как Игорёк? Она была очень благодарна – ребёнок сильно изменился. Хотя посреди пути он ведь забастовал: покупайте мне билет обратно, я не могу, я хочу домой. Но смогли убедить парня продолжить путь. Шеф, все пропало... – Были ли экстремальные случаи, когда думаешь – ну всё, пропало, выхода нет... – Боюсь, что такими рассказами я отобью охоту заниматься мототуризмом у молодого поколения. Ну ладно, расскажу одну историю. Это был 1985 год, тот маршрут мы до сих пор называем «Поход века №1». Оставили там три мотоцикла, потом два смогли вытащить из тайги, один так до сих пор там и похоронен. Прошло 20 лет, и мы с Евгением Сибиркиным решили повторить этот поход. При переправе через реку он ломает себе ногу. Наложили шину. Движемся дальше – кругом тайга и медведи. 35 км ехали шесть дней. У нас закончился бензин,продукты. С горем пополам добрались до речки Чулышман, где рассчитывали перебраться через мост и выйти к цивилизации. Подходим и видим, что он догорает... Нашли какое-то зимовье, я оставил там напарника, а сам побрёл искать близлежащее село, карта у нас была. Шёл по звериным тропам и вдруг увидел 200-летний мост, который в народе называли чёртовым: пять лиственниц перекинуты с берега на берег, а внизу ревёт Чулышман. На карачках начал ползти по этому мосту, а в ушах голос Жени, который меня просил – зря не рискуй. И я вернулся, пошёл дальше, потом встретил людей, навели понтонную переправу, забрали свои мотоциклы. Неделю мы жили в этом селе – ремонтировали местным всё, что мож
но было, лишь бы заработать на бензин и вернуться домой. – С дикими животным приходилось встречаться? – Бывало. Помню, в 1986 году едем, видим – вся земля изрыта. Местные говорят – это кабаны. Но что нас поразило – они их убивать боялись из-за суеверия. Говорят, первого убили, после этого охотник умер. Второго подстрелили – тут же снова охотник погибает. И они перестали на них охотиться, поэтому кабанов там развелось немерено! – А приходилось ли «хоронить» мотоциклы в походах? – Да, было несколько случаев. Три мотоцикла у нас упали и разбились во время походов. Ещё один отличный новый пришлось оставить в горах, так как кончился бензин. – А почему закончился бензин посреди пути? Неправильно рассчитали? – Куда в этом году отправитесь? – В сентябре мы планируем отправиться в Крым. Это удовольствие займёт 26 дней. Многие скажут: да мы такое расстояние за три дня проедем! Я и сам проезжал за день 1200 км, но всё-таки путешествие и туризм – это познание чего-то нового. Поэтому по пути в Крым будем встречаться со старыми друзьями, посещать какие-то исторические знаковые места. Если кто-то захочет присоединиться – времени подготовиться ещё достаточно. Каждую среду собираемся в 18.00 по адресу ул. Пионеров, 2. Юниорское отделение занимается с детьми бесплатно.
Подробнее читайте на altai.aif.ru ...