2016-10-3 09:21 |
Поразительно, но школьные учителя навсегда остаются в памяти, сколько был не минуло лет с последнего звонка. Но как можно забыть тех, кто стал для первоклассника проводником в мире знаний, научил писать, читать, считать и многое другое.
По сути, именно от них зависел выбор будущей профессии.
Татьяна Билан– Закрываю дверь класса, и все мои проблемы остаются за этой дверью. Я должна зайти к ребятишкам с улыбкой, потому что есть такой закон: что дашь, то и получишь. Если учитель хочет, чтобы мы вырастили счастливое поколение, он должен заходить в класс счастливым, – считает Татьяна Билан, преподаватель иностранного языка Шипуновской средней школы.
По словам Татьяны Билан, главный постулат педагогов: уважать временное незнание своих учеников. О профессии сельского учителя, о взаимоотношениях с учениками и выборе профессии с сельским педагогом разговаривал корреспондент АиФ-Алтай.
Миссия сельского учительстваЕлена Чехова, «АиФ-Алтай»: Татьяна Яновна, вам присвоено звание «Заслуженный учитель РФ». Как заработать такую награду?
Татьяна Билан: Трудом. Нужно много работать. Я в школе с 1975 года. Как после окончания Барнаульского педагогического института (так тогда назывался АлтГПУ), приехала в Шипуновскую среднюю школу, так до сих пор здесь и работаю.
– Что же в этой работе должно быть такое, чтобы человек от неё не устал?
– Вы о профессиональном «выгорании»? Я бы обратила внимание на опыт учителей-«титовцев», так как являюсь председателем совета краевого клуба лауреатов премии Степана Павловича Титова. Именно в этом сообществе я поняла, что есть очень много людей, которые живут школой. Поверьте, то, что сейчас в нашем клубе 80 человек, вовсе не означает, что столько увлечённых педагогов всего по краю. Таковых – больше тысячи.
– Ну, а молодым можно «привить» желание работать в сельской школе?
– У нас в клубе есть такое мероприятие – эстафета просветительства. Опытные учителя выезжают в сёла, встречаются с начинающими педагогами. Не скрою, многие молодые учителя воспринимают сельскую школу как место ссылки. Ну, а мы им объясняем, что именно здесь они могут реализоваться как профессионалы гораздо быстрее, чем в городской школе. Помню, после такой встречи в Целинном районе подошли трое молодых парней и признались: «Мы думали, что уйдём из школы, но теперь остаёмся». Они поняли, что школа – место, где можно стать счастливым человеком.
– В чём отличие сельского учителя от городского?
– Это какой-то стереотип, что в городе больше возможностей. Есть такое определение: локальное проживание, но глобальное мышление. Тем более сегодня, когда одним кликом компьютерной мышки можно оказаться в любом уголке мира и получить нужную информацию.
А вообще сельское учительство – это, наверное, некая миссия. Ведь на селе школа, как правило, одна. Поэтому у сельского учителя очень большая ответственность перед своими учениками и их родителями. Тем более что в сельском социуме признание легко получить и также легко его можно потерять. А для нас, учителей, это важно, ведь помимо зарплаты такое признание – это жизненный бонус.
Любовь к познанию– Простите за банальный вопрос, но как вы выбрали свою профессию?
– Я закончила школу №14 села Яровое. Это была очень хорошая школа, где работали очень хорошие учителя. У меня с детства было уважение к их труду. Только благодаря им я выбрала эту профессию. Мне даже было всё равно, какой предмет преподавать буду. Я просто хотела быть учительницей. В приёмной комиссии института сдала документы за первым же столом. А там принимали абитуриентов на факультет иностранных языков. И пять лет проучилась на одном дыхании. Преподаватели были прекрасные, со многими из них до сих пор общаюсь. Например, к Нине Анатольевне Кармановой, которую считаю главным знатоком методики, очень часто за помощью обращаюсь.
Ну, а потом окунулась в школьную жизнь и поняла, что это как раз моё место. В школе и дети мои росли. Я рано вышла замуж и родила сыновей, когда ещё была студенткой. Так что вместе с ними даже практику проходила: в учительской оставляла спящего малыша на столе, а сама шла вести урок.
– Дети не повторили ваш профессиональный выбор?
– Нет, старший сын – программист. Младший – экономист. А вот их жёны – выпускницы факультета иностранных языков нашего педуниверситета.
– Часто сравнивают старую советскую и новую российскую системы школьного образования. . .
– Я – продукт советской школы. Но работаю уже много лет в российской школе, и чувство удовлетворения и самоуважения у меня не уменьшилось. Потому что во все времена учитель работает с ребёнком, а дети всегда одинаковы. Правильно говорят, что ребёнок стоит на плечах учителя. Поэтому чем выше стоит учитель и чем дальше он смотрит, тем дальше будут смотреть его ученики.
Я всю жизнь училась. И часто к этому меня подталкивали мои ученики. Например, однажды моя ученица Даша Максименко сказала, что хочет заниматься исследовательской работой, просила помочь ей. Мне ничего не оставалось, как поехать в краевой центр исследовательской работы. И мы с Дашей сделали проект! Он оказался очень успешным. С ним Даша поехала в Москву, победила там. А я. . . попалась на этот «крючок». Потом захотелось поделиться знаниями в этой области со своими коллегами. Предложила в нашей школе создать центр сопровождения исследовательской деятельности. И в 2012 году мы такой центр создали. Подписали договоры с АлтГПУ, с краевыми центрами информационно-технической, туристической работы, с центром экологического просвещения. То есть у нас образовался довольно мощный блок методической помощи для учителей.
Наверное, награды – не самый главный показатель результата работы, но всё же они показывают её уровень. Так вот, если наши ребятишки за свои научные работы с 1999 по 2012 год получили 96 наград, то теперь за один год они получают по 56 дипломов. Но самое главное, что в научном обществе дети начинают думать по-другому. Они словно получают витамин любви к познанию. И учителя, которые их готовят, тоже начинают думать несколько по-другому. Учитель идёт рядом с ребёнком, может, немножко впереди, но всегда уважая временное незнание своего ученика. Ведь вполне возможно, что в будущем ученик будет знать гораздо больше, чем его учитель.
Язык живого общения– Вы их учите, с ними работаете, дарите возможность проявлять себя, а они потом уходят.
– Ну, это же жизнь. Школа – только определённый небольшой участок их жизни, где им должны привить любовь к бесконечному познанию. Конечно, каждый раз на выпускном вечере мы плачем. Нам кажется, что таких талантливых детей уже больше не будет. Но наступает 1 сентября. Приходят новые дети, и они тоже – блестящие, великолепно работают. Мои бывшие ученики – по всему Алтайскому краю. Многие стали учителями. А есть мои ученики, которые живут и в Париже, и в Нью-Йорке, и в Исландии. . . Они живут в разных уголках мира и везде, надеюсь, достойно представляют нашу Шипуновскую среднюю школу, которая уже третий год входит в топ лучших сельских школ России.
– То есть если человек родился и учился на селе, то это вовсе. . .
– . . . не клеймо! Я с учениками часто езжу в поездки, потому что они очень расширяют образовательные горизонты для ребёнка. Мы с ребятишками побывали в 15 странах – в Польше, Германии, Чехии, Нидерландах, Франции. . . Мы выезжали на образовательные курсы в Англию. А когда мы возвращаемся домой, то всегда спрашиваю: «Ну, и что ты понял из этой поездки?». Часто отвечают: «Что надо учиться!».
.Подробнее читайте на altai.aif.ru ...